Структурный анализ и реорганизация деятельности предприятия
М.Каменнова, МетаТехнология
Основным направлением работы фирмы МетаТехнология является реорганизация деятельности
предприятий на основе анализа и моделирования бизнес-процессов. При этом предприятие
рассматривается как сложная бизнес-система, имеющая направления деятельности, иерархию
целей, организационную структуру, текущее состояние и функционирующая на основе
определенного множества бизнес-процессов.
Задачей реорганизации является перевод предприятия в некоторое целевое состояние,
характеризующееся, как правило, качественно более высоким уровнем организации работы за
счет:
- повышения эффективности бизнес-процессов, приведение их в
соответствие с иерархией целей;
- создания организационной структуры, направленной на поддержку
выполнения бизнес-процессов;
- создания информационной системы поддержки выполнения бизнес-
процессов.
Способом решения поставленной задачи является детальное описание, всесторонний анализ,
моделирование бизнес-процессов, оценка их эффективности.
Рассматриваются следующие классы моделей:
- функциональные модели, позволяющие описать бизнес-процесс в виде
иерархии функций, связанных между собой входящими/исходящими потоками
(материальными, финансовыми, информационными), управляющими
воздействиями, исполнителями;
- информационные модели, позволяющие описать информационное
пространство выполнения бизнес-процессов в виде согласованной системы,
содержащей информационные объекты (сущности), их свойства (атрибуты),
отношения с другими объектами (связи);
- ABC-модели, описывающие механизм формирования стоимости и других
характеристик изделий и услуг на основе стоимости функций и ресурсов,
задействованных в бизнес-процессах;
- динамические модели бизнес-процессов, описывающие зависящие от
времени характеристики выполнения процесса и распределение ресурсов, для
входящих потоков различной структуры при различных значениях управляющих
параметров.
Модели каждого типа строятся с помощью соответствующих методологий (IDEF0, IDEF1X, DFD,
STD, ABC, ABB, CPN и др.), которые многократно апробированы в разнообразных проектах по
всему миру, утверждены в виде национальных стандартов ряда стран, реализованы в различных
программных продуктах (Design/IDEF, EasyABC, ServiceModel и др.).
Использование этих методологий и программных продуктов позволяет разработать всесторонне
проработанные проекты реорганизации предприятия на основе количественных показателей,
сформированных в результате анализа всех наиболее важных аспектов функционирования
предприятия.
Основные работы, проводимые в рамках разработки проекта реорганизации, представлены на рис.
1 (первая цифра номера работы соответствует этапу разработки).
Выделены следующие этапы:
- Функциональное и информационное обследование предприятия. Цель этого этапа состоит
в сборе подробной информации о направлениях работы, решаемых задачах, приоритетах,
показателях развития, показателях эффективности, организационной структуре, выполняемых
функциях, сопутствующих им материальных, финансовых и информационных потоках,
взаимодействии с внешними абонентами, используемых средствах автоматизации и др.
- Определение миссии предприятия, иерархии целей, разработка функциональных моделей
существующей ("как есть") организации бизнес-процессов. Цель этого этапа состоит в
формальном представлении собранной информации в соответствии с согласованной целью
проекта.
- Анализ организации бизнеса. Оценка эффективности существующей организации бизнес-
процессов. На этом этапе выделяются показатели эффективности выполнения бизнес-процессов,
выполняется анализ существующего уровня и методов их информационной поддержки,
функционально-стоимостной анализ, выделение центров затрат, динамический анализ загрузки и
распределения ресурсов и др.
- Разработка функциональных и информационных моделей рациональной ("как должно быть")
организации бизнес-процессов, в соответствии с установленной иерархией целей предприятия, на
основе согласованных принципов и возможностей информационных технологий.
На этом этапе
проводится также формирование предложений по совершенствованию системы управления
предприятия и системы информационной поддержки бизнес-процессов.
- Оценка эффективности предлагаемых решений. На этом этапе проводится расчет значений,
выделенных ранее показателей эффективности бизнес-процессов, соответствующих моделям "как
должно быть", их сопоставление с значениями, полученными для моделей "как есть", анализ
различий.
- Разработка поэтапного плана реорганизации и проекта корпоративной информационной
системы. На этом выполняется также анализ окупаемости инвестиций.
Более детальное содержание и трудоемкость выполнения каждого из этапов определяется
особенностями конкретного проекта и конкретного предприятия.
Наибольшее значение имеют следующие факторы:
- выбор приоритетного направления исследований: управление
предприятием, финансами, материальными потоками, информацией,
документами, обеспечение конкурентноспособности, снижение издержек и др.;
- существующее количество уровней управления, структурных
подразделений, отделений, филиалов;
- уровень типизации, т.е. возможность использования типовых решений в
различных автономно работающих подразделениях;
- степень детализации проработки проекта: уровень управления
предприятием, основными и/или вспомогательными подразделениями,
спецификация типовых рабочих мест, уровень конкретного документа и др.;
- уровень развития информационной системы предприятия.
[]
[]
[]