Системы Интранет - системы, поставляющие информацию
Тяжкий груз проблем в традиционных системах "клиент-сервер", которые по своей сути являются
D-системами, снимается в системах новой архитектуры, которые сконцентрировали и
объединили в себе лучшие качества централизованных систем и традиционных систем "клиент-
сервер".
Они отличаются следующими чертами:
- на сервере порождается конечный продукт - информация в форме,
предназначенной для представления пользователю (а не полуфабрикат в виде
данных);
- для обмена информацией между клиентом и сервером используется
протокол открытого стандарта;
- передается клиентам информация в виде, пригодном для восприятия
человеком;
- прикладная система сконцентрирована на сервере (на клиентах, кроме
программ-навигаторов, ничего нет).
Будем называть для простоты такие системы I-системами. По сути, они и есть системы Интранет.
Таким образом, на новом витке спирали мы возвращаемся к идеям, воплощенным ранее в
мэйнфрэймах, но уже на качественно ином уровне. Рабочее место представляет собой простое
универсальное устройство. Фактически, это графический терминал для потребления информации
- сетевой компьютер, снабженный специализированным программным обеспечением -
программой навигации. Вся потребляемая информация порождается на сервере. Доступ к
информации осуществляется через одну и ту же программу, не требующую локальных данных.
Устройство на рабочем месте целиком настраивается из центра и нет необходимости выполнять
какие-то дополнительные действия по его конфигурированию. Если с устройством что-то
происходит, то действия становятся теми же самыми, какими они были на мэйнфрэйме. Одно
устройство выключается, приносится другое, включается и работа продолжается.
Одно из полезных качеств систем Интранет - облегченное централизованное управление, причем
не только серверной частью, но и рабочими местами. Сегодня уже можно говорить о
централизованном конфигурировании каждого рабочего места, что на несколько порядков
упрощает и удешевляет администрирование информационной системы.
Для упрощения администрирования системы мы совершили три действия. Во-первых, мы сделали
рабочие места универсальными, во-вторых, мы сделали их очень простыми, в-третьих, мы
предусмотрели централизованное управление серверным оборудованием и рабочими местами.
Вообще говоря, мы перешли к I-системе.
В таких системах проще решается и вопрос информационной безопасности. Проблема
безопасности сложна в первую очередь не тем, что сложны сами по себе задача и каждая
отдельная подзадача обеспечения информационной безопасности, а тем, что задач много и они
исключительно разнообразны. В D-системах очень сложно обеспечить комплексное решение с
одинаковым уровнем надежности, перекрывающее все прикладные системы. Все дело в том, что
имеются разнообразные компоненты, разнородные задачи, различные уровни - от системно-
технического до прикладного.
Когда мы переходим к технологии Интранет, мы качественно упрощаем себе задачу.
Во-первых, гораздо большая часть ресурсов централизована. Централизованными ресурсами не
только легче управлять, но их и легче защищать.
Во-вторых, внешние интерфейсы оказываются унифицированными, стандартными. Способов
взаимодействия удаленного рабочего места с центральным сервером оказывается очень немного.
Не нужно более заботиться о десятках или даже сотнях приложений на компьютерах-клиентах и
для каждого из них решать задачу защиты взаимодействия клиента с сервером. Достаточно
обеспечить стандартное решение для одного рабочего места, которое и будет стандартным для
всех. Вопросы информационной безопасности в Интранет детально рассматриваются в статье href="#lit">[2].
После того, как вы централизовали данные, у вас появилась возможность тиражировать их в
разные точки организации для того, чтобы решать дополнительные задачи, которые возникают
в большой информационной системе с целью повышения производительности и надежности, в
первую очередь. Технология тиражирования информации позволяет кардинально решить
вопрос о надежности информационной системы за счет дублирования и раздельного хранения
важной информации.