Сервисы Интранет
В своей программной статье от Марк Андриссен пишет, что стратегическим направлением
движения в области Интранет является так называемый полнофункциональный Интранет (FSI -
Full Service Intranet) в том виде, как он был определен в докладе Forrester Research.
FSI - способ использования стандартных технологий Интернет для построения богатых,
полнофункциональных, всеобъемлющих сред для совместного использования информации, для
коммуникаций и приложений, построенных на основе открытых сетевых технологий и открытой
платформы приложений, опирающейся на сеть.
В настоящий момент в Интранет разработаны открытые стандарты, позволяющие строить на их
основе большинство видов приложений, которые достаточно мощны, чтобы успешно
конкурировать с закрытыми системами класса Lotus Notes и Microsoft BackOffice.
Модель FSI описывается в терминах сервисов (services). Они предоставляются различным
программным обеспечением, но, будучи независимыми от платформы, и основываясь на
открытых стандартах, образуют вместе целостную сетевую инфраструктуру. Существует два
вида сервисов - пользовательские и сетевые. Среди пользовательских сервисов выделяются
четыре основных типа:
- создание и публикация документов;
- координация работ и взаимодействие пользователей информационной
системы - системы электронной почты и средства коллективной работы
(groupware);
- навигация (быстрый поиск и доступ к информации);
- доступ к приложениям.
- К сетевым сервисам относятся:
- справочники - управление информаций о людях и ресурсах (единая
справочная служба);
- репликация - прозрачное распространение данных по сети;
- безопасность;
- управление
Приложения FSI делятся на три группы:
- базовые, предоставляемые Интранет в качестве стандартных средств:
электронная почта, средства коллективной работы, телеконференции,
компьютерная телефония, хранение и совместное использование информации,
навигация и поиск, справочники;
- приложения, поставляемые независимыми производителями программного
обеспечения;
- приложения, разрабатываемые специально для нужд каждой организации:
базы и хранилища данных, исследования, проекты, продажи и маркетинг,
кадровые и финансовые приложения, взаимодействие с партнерами и
поставщиками.
Проблема современных систем заключается в том, что одна и та же справочная информация
может храниться в нескольких местах, в личных справочных подсистемах. Каждая прикладная
подсистема нередко создает для себя некоторую справочную службу, в которой хранит
информацию о людях, о ресурсах, о правах доступа и т.д., а вот единой интегрированной
справочной службы в существующих ИС, как правило, нет.
Интранет позволяет создать единую справочную службу, которая будет отвечать за хранение и
управление всей справочной и конфигурационной информацией, информацией о людях, о
вычислительных и других ресурсах организации. А далее, используя принцип тиражирования,
собрав всю информацию в центре, вы можете переместить ее в несколько других точек, с тем,
чтобы отказ одного из серверов, хранящих справочную информацию, не привел к остановке
системы.
Важным сервисом является поиск и навигация по информации. Для систем Интранет этот сервис
оказывается ключевым. Дело в том, что в традиционных системах важной была сама
возможность доступа к информации. В системах Интранет главное уже не это.
Каждый пользователь Интранет реально имеет мгновенный доступ к информации как только
она появляется в сети, разумеется, при наличии прав доступа. Вопрос о том, чтобы иметь доступ
к информации, не ставится. Вопрос в том, что информации становится настолько много, что
огромное время уходит на поиск нужной информации. Поэтому задаче поиска информации и
навигации по информационному полю уделяется огромное внимание. Без адекватного решения
этой задачи сети Интранет могут перейти в состояние коллапса, сами себя задушить.
Еще одна группа сервисов - прикладные сервисы (их еще часто называют приложениями
Интранет). Уже сейчас многие компании снабжают свои прикладные системы Web-интерфейсом,
что позволяет напрямую интегрировать их в системы Интранет.
Более подробно сервисы систем Интранет будут рассмотрены в статье .