Бизнес и Интранет
Во введении уже говорилось, что информация представляет собой ключевой фактор успешного
бизнеса, вообще успешного ведения дел. Вряд ли кто возьмется оспаривать этот тезис - но это в
теории. На практике же мы зачастую относимся к информации просто наплевательски.
Достаточно проанализировать информационную инфраструктуру типичной современной
организации - будь то коммерческая компания или государственный институт - и мы осознаем
два важных факта.
Во-первых, несмотря на обилие компьютеров, множество программ и массу рассуждений о
"правильных" информационных технологиях, культивируемых в основном техническими
специалистами (что вполне понятно - это ведь их хлеб), мы с удивлением убеждаемся, что в
основе своей технология осталась "бумажной" и, что самое неприятное - нет никаких поводов
думать, что ситуация кардинально поменяется хотя бы в дальней перспективе и компьютеры
начнут использовать для того, для чего они, вообще-то, и приобретались - а именно, для
коммуникаций между сотрудниками и подразделениями организации, для координации
действий по выполнению стоящих перед ней задач. Иными словами, часто информационные
технологии, и все, что с ними связано, то есть техническая инфраструктура, существуют как бы
сами по себе, а реальная каждодневная жизнь организации - сама по себе, и пересечений очень
немного.
Во-вторых, мы поймем, что в организации нет и не было сколько-нибудь осмысленного подхода
к управлению информацией, и все, что с ней происходит - ее создание, передача, потребление,
принятие решений на ее основе - есть результат несистематизированных и слабо согласованных
действий сотрудников и руководителей, выполняемых без учета дисциплины работы с
информацией (ввиду отсутствия такой дисциплины). Сколько информации теряется, не доходя до
реального потребителя, то есть человека, которому она действительно необходима. Сколько
информации рассылается "просто так" или просто потому, что кому-то кажется, что эта
информация будет важной для всех, сколько информации создается просто попусту - ибо еще до
ее создания было очевидно, что она никому не понадобится. Даже на такой простой вопрос - кто
в организации отвечает за публикацию информации - вряд ли найдется хотя бы какой-нибудь
ответ. Все это в концентрированном виде означает, что информация в организации "не идет" -
так как отсутствуют как информационная инфраструктура, опирающаяся на адекватные
компьютерные технологии, так и организационное обеспечение - то есть стройная система
правил, процедур и ролей в управлении информацией.
Мы убеждены, что современная организация не может нормально функционировать в условиях,
когда проблемы создания и управления актуальной информацией занимают по значимости одно
из последних мест в иерархии ее приоритетов. Мы убеждены, что реальная информационная
технология не может быть насильственно привнесена в деятельность организации - а если это
все-таки будет сделано, то она останется чужеродным телом и будет восприниматься людьми не
как полезный и удобный инструмент эффективной работы, а как нежелательное нарушение
привычного порядка вещей - и, как результат, внедрение такой технологии будет тихо
саботироваться и понемногу сойдет на нет. В то же время отработанная годами, привычная и
понятная "бумажная" технология будет по-прежнему основной технологией работы с
информацией.
Мы убеждены, что реальная информационная технология должна быть мягко вплетена в
сложную ткань жизнедеятельности организации. Для этого она должна обладать особыми,
уникальными свойствами. Мы рассматриваем в качестве такой технологии Интранет.
Вообще говоря, Интранет несет с собой новую философию управления информацией внутри
организации - об этом будет говориться в следующей статье. Сейчас же мы обратим внимание на
экономические аспекты технологии Интранет.
Отметим прежде всего, что внедрение технологии Интранет дает ощутимый экономический
эффект в деятельности организации. Изменения связаны в первую очередь с резким улучшением
качества потребления информации, напрямую влияющим на производительность труда
сотрудников организации. Для информационной системы ключевыми становятся новые понятия
- Публикация Информации, Потребители Информации, Предоставление Информации.
Результат применения Интранет - резкое сокращение бумажных архивов, легкость и простота
публикации информации, универсальный и естественный доступ к информации с помощью
навигаторов, существенное сокращение затрат на администрирование приложений на рабочих
местах пользователей, немедленная актуализация любых изменений в информационном
хранилище организации, смещение акцентов от создания информации к ее эффективному
потреблению.
Ключевыми качествами Интранет, напрямую связанными с экономическими аспектами
деятельности современной организации являются:
- простота и естественность технологии;
- низкий риск и быстрая отдача инвестиций;
- интеграционный и "каталитический" характер технологии;
- эффективное управление и коммуникации в организации.